Что делать, если любимое чадо не реагирует ни на какие уговоры и просьбы и открыто демонстрирует свое непослушание? Нужно ли вообще наказывать детей и, если да, то как это сделать правильно? Как добиться, чтобы ребенок изменил нежелательное поведение и при этом не испортить с ним взаимоотношения, не лишиться взаимопонимания?
Каких наказаний боятся дети?
О неприемлемости телесных наказаний и о пагубном влиянии их на хрупкую детскую психику написано немало умных и полезных книг. Здесь же хочется заметить, что каждый раз, наказывая детей физически, взрослый демонстрирует свою несостоятельность как воспитателя. Хотя вряд ли найдется много родителей, которые ни разу не шлепнули любимого сорванца по мягкому месту. При этом нельзя забывать, что дети зачастую больше боятся не столько телесных наказаний, сколько таких взысканий, как: крик, долгие нотации о нравственности, запрет на общение с друзьями или на любимое времяпрепровождение, лишение долгожданных подарков и приятных событий.
Справедливость наказания
Очень важно, чтобы с самого раннего возраста ребенок понимал справедливость наказания и ощущал причинно-следственную связь между его поступком и действиями родителей. Хорошо, если вы вместе с ребенком сможете определить, какое наказание будет честным за то или иное совершенное злодеяние, и в дальнейшем будете придерживаться установленных правил.
Страх наказания и ложь
Часто ребенка страшит не сами воспитательные действия со стороны родителей, а неопределенность, непонимание, что будет, когда родители узнают. Поэтому ребенок будет все больше и больше запутываться в паутине обманов, лишь бы отсрочить момент взыскания за сделанное. Если же ребенок знает, что за полученную двойку ему придется потратить два дополнительных часа на подготовку уроков, а за порванные штаны – помочь маме по хозяйству, то большого смысла в придумывании невероятных небылиц или в сокрытии произошедшего у него не будет. Смысла становится еще меньше, если дети четко понимает, что при обнаружении их проступка и дальнейших обманов, наказание будет и за то, и за другое.
Наказывая детей, не навреди!
Еще несколько слов о том, как лучше не наказывать детей. К сожалению, часто, сами того не замечая, мы своими словами, своими попытками достучаться до совести провинившегося только ухудшаем ситуацию. Мы в запале говорим то, что не только не исправляет положение дел, но и ведет к дальнейшему нарастанию конфликта и усугублению проблем. Вот несколько типов высказываний, которых нужно обязательно избегать в общении с детьми:
• обличение личности провинившегося, указание на недостатки в целом, а не на конкретные ошибки в поведении («Ты бессовестный» вместо «Ты вел себя так, как будто тебе не стыдно за свое поведение»);
• навешивание «ярлыков» вместо объяснения своих чувств и реакций («Ты лентяй!» вместо «Я очень переживаю, что вчера ты не захотел хорошенько подготовиться к контрольной»);
• сравнения со значимым человеком («Весь в отца – такой же обманщик и болтун»);
• использование всевозможных пророчеств («Вот помяни мое слово: твоя ложь тебя погубит»);
• частые апелляции к прошлому («Ты, как и раньше, не сдержал своего обещания»);
• обобщения («Ты ничего не умеешь»);
• скрытое, порой и от самого говорящего, программирование и внушение («Если ты сейчас меня так обманываешь, то что будет дальше?»).
Если у вас остались вопросы относительно наказания детей, вы можете задать их на нашем форуме.
Автор: Ольга Юрченко
Понравилась статья? Подпишитесь на RSS .
[...] фантазирование, если и не будет поощрено, то и наказания за него не [...]
[...] смотреть?» Нужно помнить о том, что маленький ребенок не готов адекватно и критично воспринимать льющуюся с [...]
[...] и, естественно, та среда, в которой малыш растет. Дети очень хорошо копируют взрослых, и своим примером вы [...]
[...] постоянные замечания, наказания редко помогают улучшить поведение гиперактивного [...]
[...] Нужно ли детей наказывать? [...]
[...] трехлетнего возраста, через который проходят все дети, и часто наблюдаемый кризис в супружеских отношениях, [...]
[...] Нужно ли детей наказывать? ТЕМА ДНЯ [...]
[...] с самого его рождения уважали как личность, никогда не наказывали физически, а вместо этого терпеливо увещевали, как в [...]