Entries RSS
image

Как научить ребенка общаться? Урок 4

Детей нужно учить искусству общения. И лучше всего это делать в игровой форме.

В предыдущей статье на тему, как научить ребенка общаться мы уже говорили, что конфликты – неотъемлемая часть любого общения, и пробовали научить ребенка находить решение, устраивающее все конфликтующие стороны. В этой статье мы поговорим о разных стилях поведения в конфликте и об эффективности каждого из них.

Как общается ребенок в конфликтной ситуации?

Для начала давайте посмотрим, как обычно ведет себя ваш ребенок, когда назревает конфликт в отношениях с кем-то из его окружения. Что он делает?

1.      Уходит в себя, оказываясь от решения конфликтной ситуации?

2.      Готов пожертвовать своими интересами ради достижения «мира»?

3.      Стремится настоять на своем, во что бы то ни стало?

4.      Готов идти на уступки для достижения согласия по спорному вопросу?

5.      Стремится найти максимально взаимовыгодное решение, учитывая и свои, и чужие интересы?

Кстати, эти пять стилей поведения (избегание, приспособление, соперничество, компромисс и сотрудничество) описывают все возможные формы взаимодействия в конфликте не только детей, но и взрослых. Естественно, самым эффективным стилем поведения является сотрудничество (пятый стиль), когда обе стороны ищут оптимальное решение.

Чтобы наглядно увидеть, как же ребенок предпочитает общаться в конфликтной ситуации, предложите ему простое упражнение. Он может выполнить его с кем-то из своих сверстников, или с кем-то из взрослых.

Упражнение «Разожми кулак!»

Пусть второй участник крепко зажмет в кулаке маленький предмет. Ребенок же должен любым способом разжать кулак и получить этот предмет. Второму участнику дается следующая инструкция: «Разожми кулак только тогда, когда тебе этого захочется». Не подсказывайте участникам, как им лучше вести себя. Пусть каждый делает то, что считает нужным. Вы же оставайтесь сторонним наблюдателем.

В итоге этого упражнения вы увидите: удалось ли ребенку достичь цели; нашел ли он нужные слова или другие средства воздействия; как ребенок предпочитал общаться в конфликте и решать проблему (с помощью физической силы, с помощью убеждений, угроз, предложений чего-либо взамен и т.д.).

Очень полезно будет обсудить с участниками, как же нужно себя вести, чтобы добиваться своего, не причиняя вред другим.

Если вы хотите посмотреть, какие стереотипы взаимодействия в конфликтных ситуациях существуют в вашей семье, то вы можете все вместе выполнить следующее упражнение. Его можно провести на любом семейном празднике, не делая акцента на том, что это упражнение на преодоление конфликтов. Упражнение можно предложить и сверстникам ребенка.

Упражнение «Я – свой!»

Все участники встают в круг плечом к плечу и спиной в центр круга. Один участник (ребенок) находится вне круга. Его задача – любым способом доказать, что он «свой», и войти в круг.

Посмотрите, как он будет себя вести:

  • К кому первому он подойдет (вероятно, с этим человеком более близкие отношения или он играет в них ведущую роль)?
  • Как попытается войти в круг (силой, уговорами, хитростью и др.)?
  • Как реагируют на его действия те, кто в кругу?

Нужно сказать, что многим детям сложно «противостоять» сразу нескольким людям. Это упражнение имеет не только диагностический характер, но и позволяет ребенку потренировать навык убеждения целой группы.

Автор: Ольга Юрченко

Дорогие родители, если у вас возникнут вопросы о том, как научить ребенка общаться, или вы захотите поделиться своим опытом решения этой проблемы, загляните на наш форум, в раздел «Наши здоровые детки, Воспитание и развитие».

Как научить ребенка общаться? Урок 1

Как научить ребенка общаться? Урок 2

Как научить ребенка общаться? Урок 3

Синдикация

Понравилась статья? Подпишитесь на RSS .

Пока нет комментариев к записи “Как научить ребенка общаться? Урок 4”

Комментирование закрыто.