Самооценка у ребенка и его отношение к самому себе | Будем здоровы!
Entries RSS
image

Самооценка у ребенка и его отношение к самому себе

Ни для кого не секрет, насколько важна самооценка: от нее во многом зависит то, какими нас видят окружающие и как они к нам относятся. «Полюби себя сам, если хочешь, чтобы тебя полюбили другие», гласит народная мудрость. Но особенно важна самооценка у  ребенка, так как от нее зависит его личностное развитие.

Что лучше: заниженная или завышенная самооценка у ребенка?

Какой же должна быть самооценка ребенка, и каким должно быть его отношение к самому себе? Здесь важно не впадать из крайности в крайность. Если у ребенка завышенная самооценка и он видит в себе только положительные качества, то вряд ли ему легко строить отношения с окружающими, находить с ними общий язык и приходить к устраивающему всех решению проблем. Такие дети более конфликты и чаще «опускают руки», когда им не удается достичь того положения и целей, которые соответствуют их видению себя.

Еще более пагубна заниженная самооценка у ребенка. Если малышу с раннего возраста внушается, что он не отличается особыми способностями, что он «мало чего стоит», то, даже став взрослым, ему будет сложно преодолеть этот стереотип в восприятии самого себя. А, как известно, если человек сам не верит в себя, то это, вряд ли, будут делать другие. И такому человеку гораздо сложнее добиться чего-либо в жизни и выстроить гармоничные отношения с окружающими.

Получается, что и заниженная, и завышенная самооценка ребенка только затрудняют его жизнь и препятствуют полноценному личностному развитию. Но все же, слегка завышенная самооценка ребенка гораздо менее опасна. Поэтому лучше ребенка немного перехвалить, чем не дохвалить.

Что влияет на самооценку ребенка?

Особенно важно, как относятся к ребенку и каким его видят родители, потому что в раннем возрасте их отношение напрямую влияет на особенности самооценки и самоотношения ребенка.

Бывает, что мы боимся показать свою гордость за ребенка, чтобы не избаловать его. Или же выдаем дозированную похвалу только тогда, когда ребенок чего-либо достиг. Но нужно знать, что ребенку очень важно ощущать любовь и уважение родителей независимо от всех его достижений и успехов. Он должен чувствовать, что его любят именно таким, какой он есть, несмотря на все его промахи или удачи. Именно такое отношение родителей приведет к тому, что у ребенка будет адекватная самооценка и позитивное самоотношение, что является залогом его гармоничного развития.

Как узнать, какая самооценка у ребенка?

Чтобы узнать, какая самооценка у вашего ребенка, вовсе не обязательно идти к психологам-специалистам. Вы можете внимательно понаблюдать за его поведением и особенностями его реакций на успех и неудачу.

Ребенок с заниженной самооценкой любую неудачу воспринимает как подтверждение его несостоятельности, он как будто еще раз убеждает себя в мысли: «Ну вот, опять не получилось. И на это я не годен!»

Ребенок с чрезмерно завышенной самооценкой обычно очень чувствителен даже к мельчайшим неудачам и неуспехам. Они подрывают его видение самого себя. Поэтому подобная информация или любыми возможными способами не допускается до осознания («Это не моя ошибка – причина в ком-то другом»), или обесценивается значимость неудачи («А я вовсе и не хотел получать пятерку за контрольную. Мне все равно»).

Понять, какая самооценка у ребенка можно и с помощью простого психологического теста.

Тест на определение самооценки ребенка «Лесенка»

Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки. Покажите эту лесенку ребенку и объясните, что всех детей можно разместить на этой лесенке так, что на верхних ступеньках будут хорошие дети, а на нижних – плохие. Чем выше ступенька, тем лучше ребенок, и соответственно чем ниже, тем хуже. На средней площадке находятся и не плохие, и не хорошие дети.

Далее попросите ребенка показать, на какой ступеньке находится он. На какой ступеньке он хотел бы быть? На какую ступеньку его поставила бы мама? Это задание можно выполнить по конкретным качествам: умный, добрый, послушный, сильный и т.д.

После каждого ответа ребенка, его спрашивают, почему он так думает.

Ребенок с неадекватно завышенной самооценкой, вероятнее всего, поставит себя на самую верхнюю ступеньку, причем мама, по его мнению, сделает так же. Объяснить такую позицию своими реальными достижениями для него затруднительно.

Ребенок с завышенной самооценкой ставит себя на верхнюю ступеньку, но при этом указывает свои успехи, неудачи же объясняет независящими от него причинами. Мама, с его точки зрения, оценивает его чуть ниже.

Ребенок с адекватной самооценкой ставит себя на вторую или третью ступеньку, объясняя свой выбор реальными заслугами и промахами. Оценка взрослого такая же или несколько ниже.

Ребенок с заниженной самооценкой ставит себя на нижние ступеньки, не объясняя свой выбор или ссылаясь на мнение взрослого.

Автор: Ольга Юрченко

Дорогие родители, если у вас возникнут вопросы о том, как понять, какая самооценка и самоотношение у вашего ребенка, а также, как способствовать развитию адекватной самооценки у ребенка, или же вы захотите поделиться своим опытом в этом вопросе, загляните на наш форум, в раздел «Наши здоровые детки, Воспитание и развитие».

Синдикация

Понравилась статья? Подпишитесь на RSS .

2 коммент. к записи “Самооценка у ребенка и его отношение к самому себе”

2 трекбэк

  1. [...] тревожного ребенка практически всегда низкая самооценка. Такие дети искренне считают, что хуже всех остальных, [...]