Все тайное становится явным, или об эволюции табачной рекламы | Будем здоровы!
Entries RSS
image

Все тайное становится явным, или об эволюции табачной рекламы

Всем известно, что реклама – это двигатель торговли. А еще – мощное средство манипуляции массовым сознанием. Ярким подтверждением тому является реклама сигарет.

До начала 20-го столетия курение не было массовым явлением. Во время Первой Мировой войны главными потребителями сигарет были солдаты. Поэтому первые рекламные кампании табачной продукции оказались нацелены на женщин. Первой «женской» маркой сигарет стал бренд «Лаки Страйк» (Lucky Strike), реклама которого была направлена на выработку у женщин ассоциативной связи между курением и стройностью. Лозунг рекламной кампании гласил: «Возьми Лаки вместо конфеты» (Reach for a Lucky instead of a sweet). Подразумевалось, что от конфет полнеют, а от сигарет – нет. Ставку на женщин сделала и британская компания Phillip Morris. Свои знаменитую сигареты Marlboro она преподносила в качестве исключительно женской марки и продвигали свой продукт под девизом «Мягкие, как май». В 1926 году вышла новая серия рекламных изображений для  Marlboro, которые демонстрировали изящную женскую кисть, держащую сигарету. Позднее появилась реклама сигарет, в которой дети уверяли своих мам и пап, какой замечательный вкус имеет  Marlboro.

Но настоящим «Золотым веком» табачной промышленности считается конец 40-х – начало 50-х годов. Тогда к созданию образа курящего человека подключились знаменитые актеры кино. Они сделали сигареты неотъемлемой частью своего имиджа, роскошного и таинственного. Таким героям хотелось подражать.

И в начале 50-х, несмотря на появление первых публикаций о вреде табака, армия подражателей начинает стремительно расти.  Благодаря рекламе сигареты  становятся символом, стилем, пропуском в особый мир. А реклама создает все новые образы, которые должны  «всплывать» при мысле о сигарете: одинокий и брутальный ковбой, скрывающийся в закатных лучах (с легкой руки которого женские сигареты Marlboro стали символом настоящих мачо), утонченная светская дама, бесстрашный репортер на задании, полицейский в засаде и, конечно же, стильный денди у камина в окружении красоток.

Образы курящих с гигантских рекламных щитов, с экранов кинотеатров плавно перекочевали в головы людей, которые добровольно и охотно пополняли собой все возрастающую армию курильщиков.

В результате массовой рекламной атаки табачные корпорации стремительно наращивали обороты: в 1963 году в США было выкурено рекордное количество сигарет: в пересчете на каждого жителя страны – 4 345. Но вместе с ростом выкуренных сигарет заметно выросло и количество смертей, вызванных последствиями курения. В 1962 г. Британский Королевский терапевтический колледж выпустил доклад под названием «Курение и здоровье», а в 1964 г. глава Государственной службы здравоохранения США Лютер Терри объявил, что курение является причиной рака легких. Все новые факты, подтверждающее вред курения заставили правительства многих стран начать борьбу с курением. Первой на этот путь встала страна, где и был запущен маховик массового курения.

В 1970 году в США запретили рекламу сигарет на радио и телевидении, одновременно началась массовая пропаганда здорового образа жизни. Это принесло свои плоды и количество курящих начало сокращаться, что, собственно, и вынудило табачные корпорации искать новые рынки сбыта. Сегодня США – самый крупный экспортёр табака, а сигареты являются самым массовым товаром, продающимся в мире — ежегодно их реализуется на сумму около миллиарда долларов. В то же время, потребление сигарет в мире возрастает ежегодно на 2,1%, то есть увеличивается быстрее, чем население планеты. Каждый день во всём мире выкуривается около 15 миллиардов сигарет. А умирает от последствий курения от 3,5 до 5,4 миллионов человек ежегодно. По данным ВОЗ «если тенденции нарастания распространённости курения не будут снижаться, то по прогнозам к 2020 году ежегодно преждевременно будут умирать 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти».

Чтобы отучить свое население от курения, многие страны вступили на путь борьбы против табачной зависимости, используя запреты на рекламу сигарет, курение в определенных местах, более жесткую акцизную политику и так называемую шоковую терапию. По сути, все ту же рекламу, только эволюционировавшую:  теперь уже на пачках сигарет красуются не пышногрудые блондинки и загорелые ковбои, а  страшные картинки, демонстрирующие последствия курени. Темы сюжетов, изображенных на пачках, весьма серьезны: мозг после удара, поврежденное сердце, вялая, согнутая сигарета, призванная символизировать, что курение увеличивает риск импотенции.

Теперь осталось понять, что же сработает эффективнее: засевшие в мозгу курильщика притягательные образы рекламы или предупреждающие о последствиях курения картинки.

Синдикация

Понравилась статья? Подпишитесь на RSS .

Пока нет комментариев к записи “Все тайное становится явным, или об эволюции табачной рекламы”

Комментирование закрыто.