Управление временем: как избежать подводных камней | Будем здоровы!
Entries RSS
image

Управление временем: как избежать подводных камней

Продолжая тему мотивации на достижение желаемого, необходимо поговорить о навыке, который очень важен для воплощения в жизнь наших желаний и намерений, а именно, об управлении временем.

Не секрет, что одним из самых ценных ресурсов в жизни современного человека является его время. Темп нашей жизни нарастает с каждым годом, информационный поток становится все более мощным и быстрым, постоянно возникают новые сферы человеческой деятельности. Для того чтобы не просто совладать с реалиями нашей жизни, но и преуспевать в ней, и иметь возможность полноценно отдыхать, и сохранять свое душевное и физическое здоровье, необходимо умение эффективно планировать свое время или, как говорят психологи, умение управлять временем.

Сейчас проводятся многочисленные тренинги, на которых  обучают  искусству управления временем. Люди посещают их с целью освоить навык грамотного планирования своего времени, чтобы его хватало на все – на работу,  обучение,  отдых  и на общение с близкими людьми. Давайте попробуем разобраться, а что же нам мешает планировать, управлять своим временем и строить свою жизнь по собственному графику и в нужном для нас ритме?

Как мы учились чувствовать время

Всем известно, что чувство времени, умение планировать его более-менее эффективно приходит к нам не сразу. Маленькие дети не умеют управлять временем, и вся их деятельность направляется взрослыми людьми, которые и говорят малышам, когда надо есть, когда спать, когда можно играть, а когда идти на прогулку. Таким образом, в самом навыке планирования нашего времени изначально заложено убеждение, что одним из наиболее важных ориентиров в этом деле являются представления других людей о том, что мы должны делать, и когда именно это должно происходить.

По мере взросления человек обучается рассчитывать свое время. Он все реже и реже «заигрывается», все чаще произносит слово «надо», и все реже – слово «хочу». Когда «надо» регулярно начинает брать верх над «хочу», мы можем считать, что процесс планирования начался и находится у нас под контролем – до определенной степени.

«Мне надо это сделать» означает, что есть некое действие, которое пока еще не реализовано, но мы о нем знаем, представляем себе, как оно должно выглядеть на практике, и собираемся уделить ему время и силы в будущем.

Что же происходит потом, и что приводит людей на различные тренинги по эффективному управлению временем? Ведь фактически навыки выстраивания своего будущего есть у всех, а сам по себе процесс планирования знаком нам всем с самого раннего детства, когда мы знали, что сладкое мы будем есть после обеда, спать пойдем после вечерней передачи для малышей, а перед тем, как сесть за стол, надо помыть руки.

Несмотря на свою кажущуюся простоту, этот процесс предвиденья и выстраивания своего будущего по такой вот нехитрой схеме и есть основа планирования. Естественно, с возрастом дел у нас становится больше, да и дела у взрослого человека посложнее, чем у маленького ребенка, но ведь и способности мыслить, воображение, сила воли и навыки у взрослых развиты гораздо лучше, чем у малышей.

Навыки планирования есть у всех

Неспособность человека планировать свое время (или управлять временем) почти не связана с количеством дел, которые ему надо выполнить. Ведь есть же люди, которые каким-то образом умеют планировать свои дела и успевают очень многое без особого напряжения, не проходя специального обучения. И зачастую это весьма успешные деловые люди.

Что же касается тех, кто жалуется на отсутствие у них навыков планирования своего времени – так ли это на самом деле? Действительно ли у них этот навык отсутствует? Или же вследствие самой природы человека, наличия у него абстрактного мышления и способности размышлять о том, чего нет прямо сейчас, такой навык есть у всех, но одни люди могут пользоваться им по собственному выбору, а некоторым людям что-то мешает его применять?

Зачастую люди формулируют проблему в следующем виде: «Я хочу научиться планировать свое время, потому что я всегда везде опаздываю, ничего не успеваю, и окружающие недовольны мною и моими действиями». Учитывая саму схему возникновения и закрепления навыков планирования времени в нашем сознании (прежде всего, опираясь на мнение значимых людей о том, как нам надлежит расставлять приоритеты при планировании наших действий), очевидно, что огромную роль в стратегии планирования играет мнение окружающих о наших действиях и их результатах.

Классической иллюстрацией для подобных случаев можно считать персонажа, сыгранного Олегом Басилашвили в фильме «Осенний марафон». Его проблема вовсе не в том, что у него нет достаточного количества времени, и не в том, что ему надо научиться его планировать и управлять временем. Обычно проблема таких людей заключается в их стремлении соблюсти интересы всех, кто имеет для них хоть какое-то значение, в их желании быть хорошими для всех. Что невозможно в принципе. Именно поэтому сюжеты, которые мы наблюдаем в фильме, вовсе не являются комедийно-преувеличенными с целью позабавить зрителей. Они вполне реальны и встречаются в жизни очень часто.

Чему надо научиться на самом деле?

Фактически, в большинстве случаев можно говорить не об отсутствии навыка планирования, а о необходимости научиться соотносить свои интересы с интересами окружающих без ущерба как для себя, так и для отношений со значимыми людьми.

Если вам кажется, что вы относитесь к тем, кто не умеет планировать свое время, спросите себя – а всегда ли вы не умеете его планировать? Может быть, вам кажется, что вы не умеете его планировать эффективно? Тогда ответьте на вопрос – а всегда ли вы неэффективно планируете свое время? Может быть, в вашей жизни были и есть ситуации, когда время все-таки планировалось вами оптимальным для вас образом?

Если вы обдумаете эти вопросы, вам станет очевидна одна очень важная вещь – на самом деле вы уже давно умеете планировать свое время и управлять им. Более того, вы умеете его планировать эффективно. И вашей настоящей задачей является получить возможность доступа к этому навыку, который у вас уже имеется.

На самом деле в реальной жизни практически невозможно встретить людей, которые опаздывают всегда и везде. Куда-нибудь же они приходят вовремя! Точно так же невозможно найти человека, который всегда и везде, во всех сферах своей жизни ничего не может запланировать, выполнить свой план и рассчитать свое время грамотно. И если очень и очень многие люди хронически приходят на дружеские встречи и даже на работу с опозданием, то тех, кто постоянно не успевает прибыть на вокзал или в аэропорт до отбытия самолета или поезда, в жизни гораздо меньше.

Для того чтобы это сделать, вспомните ситуации, когда планирование времени удавалось вам хорошо. Один из самых распространенных примеров. Человек собирается ехать в отпуск. Он понимает, что ему необходимо купить вещи, которые ему понадобятся в дороге, решить срочные дела на работе, позаботиться о родственниках, а отъезд уже «на носу».

Заметьте, в таких случаях люди каким-то образом находят способы и уладить дела на работе, и о домашних животных позаботиться, и родственникам помощь оказать, и купить то, что им на самом деле необходимо. Вспомните свои ощущения во время сборов в режиме аврала. Наверняка вы обнаружите, что все дела, которые вам надо было сделать, воспринимались вами как необходимые. В таких случаях всегда возникает чувство, что выбора просто нет – это все должно быть сделано и именно сегодня. А в конце дня вдруг оказывается, что каким-то волшебным образом все дела уже оказываются сделанными.

А вот о том, из чего складывается это волшебство, как оно работает, и как научиться им управлять по собственному желанию, я расскажу вам в следующий раз.

Удачи вам, здоровья и благополучия!

Автор: психолог Кира Минкина

Синдикация

Понравилась статья? Подпишитесь на RSS .

Пока нет комментариев к записи “Управление временем: как избежать подводных камней”

Комментирование закрыто.